Главная » 2014 Февраль 6 » Как правильно подзвучить и записать барабаны
12:31 Как правильно подзвучить и записать барабаны | ||||||||||||||||||||||||||||||
Итак, вам потребовалось записать барабаны. Чтож, могу Вас поздравить господа барабанщики, сделать это не так –то просто. Барабаны – самый хлопотный инструмент для любой студии, от домашней до профессиональной. В больших солидных студиях, типа МОСФИЛЬМ например, барабаны увешаны десятками микрофонов, гейтов, компрессоров, фильтров и прежде чем попасть в пульт сигнал проходит через длинный тракт устройств. В скромных домашних студиях приходится довольствоваться малым и записывать барабаны в условиях нехватки микрофонов, отсутствия устройств обработки, и какого бы то ни было опыта в этом деле. К тому же, на многих концертах и живых выступлениях возникает потребность в подзвучке барабанов микрофонами. В пределах этой статьи я поделюсь своим опытом в подзвучке и обработке звука барабанов как для концертов, так и для демо-записи. Казалось бы, что может быть проще – расставили микрофоны, скоммутировали с пультом и нажали кнопку записи в компьютерной программе. Так-то оно так, но результат скорее всего вас удивит: ваша запись никоим образом не будет похожа на то, что Вы привыкли слышать на альбомах и что самое страшное – она даже не будет похожа на то живое звучание вашей установки, которое вы слышите ушами. Почему? Здесь стоит разобраться вообще с тем, что такое барабан с точки зрения звука и какую часть звуковой волны слышит человеческое ухо и микрофон. Общие особенности инструментов ударной установки Ударные инструменты имеют несколько принципиальных особенностей: • Ненаправленный (равномерно рассеянный в пространстве) звук • Широкий тембральный спектр • Неопределенная высота звучания • 2 фазы удара: атака и послезвучие • Наличие нескольких зон звучания Во-первых, звук барабанов и тарелок является ненаправленным и равномерно распределяется в пространстве помещения, создавая многократные отражения звуковой волны, и активно окрашивается естественной реверберацией помещения. Во-вторых, при ударе палочкой в барабан мы получаем звук с короткой атакой, но с большим динамическим диапазоном (удары в один и тот же барабан могут быть как чрезвычайно тихими, так и очень громкими) и с очень широким частотным спектром – каждый барабан и тарелка посылают в пространство набор частот, покрывающий практически весь слышимый человеческим ухом спектр. Поэтому, в отличие от других музыкантов, ударники могут существенно менять тембр и громкость своего инструмента в процессе исполнения, что может вылиться в клиппирование сигнала при записи (пики сигнала уходящие в «красную зону»). Инструменты ударной установки (как барабаны, так и тарелки) относятся к инструментам с неопределенной высотой звучания, а значит что нам приходится иметь дело с массой обертонов и гармоник как полезных и украшающих звук с точки зрения человеческого уха, так и мешающих его восприятию и неприятных. Поэтому при эквализации важно представлять себе какие частоты можно усилить, какие лучше вообще не трогать, а какие требуют безжалостного подавления. Кроме того, тарелки и барабаны имеют несколько зон, удар палочкой в которые несет совершенно разный звук. Расстановка микрофонов Сейчас в продаже есть масса наборов микрофонов для подзвучки установки (5 микрофонов для барабанов + 2 оверхэда). Некоторые из них весьма по приемлемым ценам. Но что делать, если подзвучка установки требуется, но такого набора под рукой нет (а так чаще всего бывает на любительских концертах и «домашних» записях)? При таком раскладе приходится довольствоваться несколькими вокальными микрофонами. По своему опыту скажу, что наличие 2-х микрофонов это минимум (как правило для «живых выступлений и концертов 2-х штук вполне достаточно). Более-менее разборчиво (для демозаписи) подзвучить всю установку (от хэта до флур-тома) можно 4-мя микрофонами. Рассмотрим случай, когда у вас в наличии 2 микрофона: Они будут служить оверхэдами – микрофонами, снимающими общий живой звук установки. Располагать их следует по сторонам установки сверху. Поскольку в их задачу входит поймать звук правой и левой части установки соответственно, то располагать их приходится достаточно высоко. При этом вы получите звук достаточно похожий на тот, который слышат ваши уши от живых барабанов (прежде чем попасть в микрофон звуковая волна проходит какой-то путь, звуки от каждого барабана смешиваются, добавляется немного реверберации помещения), т. е. мы снимаем не только сами барабаны, но и помещение, где они стоят. Если этого недостаточно, то добавляем ещё один микрофон – как правило, к бочке, иногда к малому барабану. Если у вас есть 4 микрофона, то здесь уже придется немного поколдовать с расположением. Правый оверхэд (с точки зрения барабанщика) оставляем на месте собирать райд и флур-том, желательно расположение его над флур-томом, но под райдом (баланс дорожки этого микрофона панорамируем на пульте немного влево), левый перемещаем над 2-мя навесными томами, желательно где-то посередине их, на высоте примерно 30 см (чтобы получить в микрофоне смешанный сигнал от обоих томов, а не только от ближнего к микрофону) и панорамируем чуть вправо. Еще один микрофон помещаем между хэтом и малым барабаном, и, наконец, еще один в бочку. Панорама этих микрофонов – строго по центру. Теперь коснемся важного вопроса – как направить микрофоны, чтобы получить хороший звук барабанов, а не кучу безобразных обертонов. Поскольку пластик имеет разную степень натяжения у края и в центре, а тарелка разную толщину и ковку в колоколе и по краю, то и звучание каждой зоны будет разным. Так например, ударив в край пластика или тарелки мы получим яркую и подчеркнутую атаку, подкрепленную целой пачкой громких и относительно высоких (для барабана) или низких (для тарелки) обертонов. Удары в зону у края как правило нежелательны для барабанов и ритмических тарелок, но для акцентовых (крэш, сплеш, чайна) наоборот предпочтительны. При расстановке микрофонов следует следить за тем, что вы подзвучиваете. Если вы направляете головку микрофона к краю пластика, то даже, если палочкой вы ударяете в центр пластика, микрофон снимет на переднем плане колебания пластика у края, а там как раз находятся неприятные «высокие» обертона. Тоже самое и, допустим, с тарелкой райд – расположение микрофона у края подчеркнет «гудение» тарелки в нижнем спектре, преобладающее над паттерном, а если направить головку микрофона на колокол, то мы соберем «полезный» звук. Для крэша же, наоборот, предпочтительно снимать именно край тарелки. Микрофон, в задачу которого входит озвучивать малый барабан и хэт направьте строго на центр малого барабана, а чтобы хэта не было слишком много в миксе расположите головку ближе к барабану или точно на уровне хэта, но ни в коем случае НЕ ВЫШЕ НЕГО (чтобы срез хэта был на уровне середины головки микрофона, либо головка располагалась ниже среза хэта). Помните, чем ближе микрофон расположен к барабану тем больше атаки и основного тона вы снимите, и звучание будет более походить на студийное, а чем микрофон дальше, тем больше вы добавите к атаке гармоник и обертонов, что сделает звук барабанов более «живым», более похожим на естественный звук барабанов, который мы слышим ушами, когда сами играем на них, но при этом выявятся все недостатки в настройке барабанов. Возможно, придется несколько раз перемещать микрофоны и колдовать с их расположением. Запаситесь терпением, и у вас все получится. Вообще, при недостатке микрофонов советую сконцентрироваться на озвучивании барабанов, а не тарелок – их присутствие можно будет обозначить высокими частотами на «барабанных» микрофонах. Не стремитесь объять необъятное. Настройка тембра микрофонов Теперь самое время настроить на пульте тембра микрофонов. Запомните самое главное – НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ ЭТО ВРАГ УСТАНОВКИ!!! Гасите их на пульте нещадно. Многие считают, что для «мяса» нужно навертеть их побольше на томах и бочке – ни в коем случае! Получите кашу. Регулятор низких в большинстве пультов корректирует как правило частоту в 80Гц, а эта частота не входит в полезные гармоники ни одного барабана, «мясо» лежит на самом деле в среднечастотном диапазоне. Кстати используя обычные вокальные микрофоны (спектр которых лежит в средних частотах), можно получить весьма хорошее качество звучания (даже в очень крупных студиях для снятия малого барабана используют вокальный и широко распространенный микрофон Shure SM 57). Итак, низких в каждом микрофоне должно быть мало. Теперь со средними частотами – это основной спектр частот для томов – поэтому усиливайте их на микрофонах с томами. На малом барабане тоже полезно их немного усилить (но не переборщите, обилие этих частот сделает звук малого барабана жестким, коробчатым, а недостаток - безосновным). Теперь обратимся к бочке. Если вы используете не специальный, а обычный вокальный микрофон, то получить пробивающий низ у вас не получится, как ни старайтесь. Но можно попробовать сделать громкий, короткий, четкий шлепок. Для этого поместите микрофон внутрь бочки, поближе к ударному пластику, направьте его головку в то место, куда ударяет колотушка. Теперь самое главное волшебство. Уберите на пульте низкие почти полностью, оставив только минимум для ощущения объема барабана. Не волнуйтесь за недостаток низких – в задачу микрофона бочки входит снять только атаку, объем и низ мы получим с других микрофонов – хотим мы того или нет, но наводки от бочки, как самого громкого барабана будут во всех микрофонах, они и добавят объема без вашего участия. Средние частоты усильте побольше, на 6-9 ДБ, а высокие усильте по максимуму. Теперь подберите соотношение между средними и высокими так, чтобы получить нужный вам звук. Если преобладание высоких над средними будет ощутимым (при том, что обе частоты на пульте сильно усилены!!!), то мы получим «липкий» шлепок, если частоты будут более – менее уравновешены, то получится «деревянный» стук. Громкость этого микрофона выставите самой большой, почти на максимум, тогда усиленные высокие сделают свое дело и бочку будет отлично слышно в миксе, она не потеряется в гитарах. На рисунке показаны примерные настройки регуляторов пульта, которые я использую при 4-х канальной записи ударных. Думаю, этот рисунок будет наглядной иллюстрацией того, что описано в этом разделе и послужит отправной точкой ваших экспериментов. Не жалейте высоких частот. Усиливайте их на бочке и на малом барабане, но осторожней с томами – это добавит естественности и читаемости звучанию (микрофон малого барабана ещё и отвечает за хэт, поэтому выделение высоких на нем обязательно, только не переборщите – получите приторный, сахарный звук и обилие «пищащего» хэта; осторожнее со средними частотами – там лежит спектр основы и мощности малого барабана, но в тоже время «грязь» и шипение с хэта, поэтому найдите баланс). Если вы используете только 2 микрофона как оверхэды, то высоких добавляйте побольше – тогда добавите читаемости и выведите тарелки – их спектр лежит в верхах и суперверхах, и сильно прижимайте на них низ. Если у вас есть ревербератор или эффекты встроены в пульт, то обязательно добавьте эффект холла на малый барабан – это здорово добавит живости. Работа с записанным звуком Частотный спектр ударных инструментов Теперь давайте посмотрим на частотную составляющую звука барабанов и тарелок. Поскольку каждый барабан в ударной установке имеет свое назначение, то и занимаемый им полезный спектр сигнала свой. Это важно помнить при эквализации, для того чтобы «развести» барабаны так чтобы они не забивали друг друга и при сведении, чтобы барабаны не забивали другие инструменты. Напомню, что звучание любого ударного инструмента простирается почти во всем слышимом диапазоне, но я отмечу здесь именно главную составляющую спектра, в которой лежит максимальное сосредоточение полезных гармоник и основная звуковая составляющая инструмента. • Бас-барабан (бочка): 60Гц – 7 КГц • Малый барабан (рабочий): 150Гц – 8 КГц • Томы: 100Гц – 5 КГц • Тарелки: 700Гц – 10 КГц Полезные и вредные частоты При эквализации на этапе сведения или трекинга (при наличии серьезного оборудования) бывает полезно усиление некоторых частот являющихся тихими, а потому малозначимыми в сравнении с основным спектром инструмента, но при этом весьма полезными для придания приятной окраски звуку. И наоборот, подавление некоторых гармоник основного тона позволит избавиться от «мути», неясности или чрезмерной резкости. Давайте выделим некоторые значимые для всех ударных частоты. Основной тон ударного инструмента лежит в области 400-1000Гц. Именно частоты этого диапазона позволяют нам различать в какой именно барабан ударил барабанщик, чем отличается звук одного барабана от другого такого же диаметра, но, к примеру, другой фирмы или с другим пластиком. Для создания общей картины звука одного этого диапазона недостаточно, но для отличия одного от другого вполне достаточно (подобно тому, что прослушивание только частот диапазона 125-250 Гц не позволяет понять, что именно говорит человек, но понять, кто говорит можно безошибочно). Основная частота в звуке хэта это 800 Гц. Звук самого удара, его атака, четкость, ясность, громкость и разборчивость: для малого барабана за это отвечает частота 4 КГц, для томов и бочки 5 КГц (здесь главное не переборщить – избыток 5КГц придаст звуку барабанов «картонный» оттенок), для тарелок 7,5 КГц. Обертона, которые наоборот вызывают замутнение полезной составляющей звука лежат в пределах: для малого барабана это всё что до 150 Гц, частота в 300Гц, 800-1000 Гц, избыток 5-6 КГц придает звуку жесткость, сильный металлический призвук; для бочки 160 Гц, 200-400Гц, 800Гц, 1300 Гц; для томов: всё что до 100 Гц, 300-800Гц; для хай-хэта и тарелок всё что ниже 700Гц, 1Кгц – 4Кгц. Для придания воздушности и чистоты для тарелок полезно применить усиление частот в пределах суперверхов (10КГц-20Кгц), а для барабанов 8-10КГц. Эти частоты даны вам как ориентиры в работе со звуком. Совсем необязательно изменять их все. В зависимости от материала, возможно, вам понадобится увеличить четкость и атаку томов на 5 КГц, при этом не убирая нижней середины, если она не мешает основному звуку или нужный вам эффект четкости малого барабана вы найдете не в подъеме 4КГц, а в том чтобы немного прибрать 800-1000Гц, не трогая остальные полезные частоты.
По этой таблице вы легко сможете выбрать в каком направлении вам двигаться при эквализации ударной установки. По крайней мере, вам будет с чего начать. Не забывайте внимательно слушать, каждый барабан по – разному реагирует на изменения в АЧХ, кроме того, направление коррекции сильно зависит от микрофонов и эквализации на стадии записи. Приведенные в этой статье диапазоны частот указаны прежде всего для того, чтобы вы понимали, в каких областях лежит та или иная составляющая звука инструмента и знали где примерно искать нужный вам звук. | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 1 | |
| |