Главная » 2014 Февраль 6 » Как правильно подзвучить и записать барабаны
12:31 Как правильно подзвучить и записать барабаны | ||||||||||||||||||||||||||||||
Итак, вам потребовалось записать барабаны. Чтож, могу Вас поздравить господа барабанщики, сделать это не так –то просто. Барабаны – самый хлопотный инструмент для любой студии, от домашней до профессиональной. В больших солидных студиях, типа МОСФИЛЬМ например, барабаны увешаны десятками микрофонов, гейтов, компрессоров, фильтров и прежде чем попасть в пульт сигнал проходит через длинный тракт устройств. В скромных домашних студиях приходится довольствоваться малым и записывать барабаны в условиях нехватки микрофонов, отсутствия устройств обработки, и какого бы то ни было опыта в этом деле. К тому же, на многих концертах и живых выступлениях возникает потребность в подзвучке барабанов микрофонами. В пределах этой статьи я поделюсь своим опытом в подзвучке и обработке звука барабанов как для концертов, так и для демо-записи. Казалось бы, что может быть проще – расставили микрофоны, скоммутировали с пультом и нажали кнопку записи в компьютерной программе. Так-то оно так, но результат скорее всего вас удивит: ваша запись никоим образом не будет похожа на то, что Вы привыкли слышать на альбомах и что самое страшное – она даже не будет похожа на то живое звучание вашей установки, которое вы слышите ушами. Почему? Здесь стоит разобраться вообще с тем, что такое барабан с точки зрения звука и какую часть звуковой волны слышит человеческое ухо и микрофон. Общие особенности инструментов ударной установки Ударные инструменты имеют несколько принципиальных особенностей: • Ненаправленный (равномерно рассеянный в пространстве) звук • Широкий тембральный спектр • Неопределенная высота звучания • 2 фазы удара: атака и послезвучие • Наличие нескольких зон звучания Во-первых, звук барабанов и тарелок является ненаправленным и равномерно распределяется в пространстве помещения, создавая многократные отражения звуковой волны, и активно окрашивается естественной реверберацией помещения. Во-вторых, при ударе палочкой в барабан мы получаем звук с короткой атакой, но с большим динамическим диапазоном (удары в один и тот же барабан могут быть как чрезвычайно тихими, так и очень громкими) и с очень широким частотным спектром – каждый барабан и тарелка посылают в пространство набор частот, покрывающий практически весь слышимый человеческим ухом спектр. Поэтому, в отличие от других музыкантов, ударники могут существенно менять тембр и громкость своего инструмента в процессе исполнения, что может вылиться в клиппирование сигнала при записи (пики сигнала уходящие в «красную зону»). Инструменты ударной установки (как барабаны, так и тарелки) относятся к инструментам с неопределенной высотой звучания, а значит что нам приходится иметь дело с массой обертонов и гармоник как полезных и украшающих звук с точки зрения человеческого уха, так и мешающих его восприятию и неприятных. Поэтому при эквализации важно представлять себе какие частоты можно усилить, какие лучше вообще не трогать, а какие требуют безжалостного подавления. Кроме того, тарелки и барабаны имеют несколько зон, удар палочкой в которые несет совершенно разный звук. Расстановка микрофонов Сейчас в продаже есть масса наборов микрофонов для подзвучки установки (5 микрофонов для барабанов + 2 оверхэда). Некоторые из них весьма по приемлемым ценам. Но что делать, если подзвучка установки требуется, но такого набора под рукой нет (а так чаще всего бывает на любительских концертах и «домашних» записях)? При таком раскладе приходится довольствоваться несколькими вокальными микрофонами. По своему опыту скажу, что наличие 2-х микрофонов это минимум (как правило для «живых выступлений и концертов 2-х штук вполне достаточно). Более-менее разборчиво (для демозаписи) подзвучить всю установку (от хэта до флур-тома) можно 4-мя микрофонами. Рассмотрим случай, когда у вас в наличии 2 микрофона: Они будут служить оверхэдами – микрофонами, снимающими общий живой звук установки. Располагать их следует по сторонам установки сверху. Поскольку в их задачу входит поймать звук правой и левой части установки соответственно, то располагать их приходится достаточно высоко. При этом вы получите звук достаточно похожий на тот, который слышат ваши уши от живых барабанов (прежде чем попасть в микрофон звуковая волна проходит какой-то путь, звуки от каждого барабана смешиваются, добавляется немного реверберации помещения), т. е. мы снимаем не только сами барабаны, но и помещение, где они стоят. Если этого недостаточно, то добавляем ещё один микрофон – как правило, к бочке, иногда к малому барабану. Если у вас есть 4 микрофона, то здесь уже придется немного поколдовать с расположением. ![]() Теперь коснемся важного вопроса – как направить микрофоны, чтобы получить хороший звук барабанов, а не кучу безобразных обертонов. Поскольку пластик имеет разную степень натяжения у края и в центре, а тарелка разную толщину и ковку в колоколе и по краю, то и звучание каждой зоны будет разным. Так например, ударив в край пластика или тарелки мы получим яркую и подчеркнутую атаку, подкрепленную целой пачкой громких и относительно высоких (для барабана) или низких (для тарелки) обертонов. Удары в зону у края как правило нежелательны для барабанов и ритмических тарелок, но для акцентовых (крэш, сплеш, чайна) наоборот предпочтительны. При расстановке микрофонов следует следить за тем, что вы подзвучиваете. Если вы направляете головку микрофона к краю пластика, то даже, если палочкой вы ударяете в центр пластика, микрофон снимет на переднем плане колебания пластика у края, а там как раз находятся неприятные «высокие» обертона. Тоже самое и, допустим, с тарелкой райд – расположение микрофона у края подчеркнет «гудение» тарелки в нижнем спектре, преобладающее над паттерном, а если направить головку микрофона на колокол, то мы соберем «полезный» звук. Для крэша же, наоборот, предпочтительно снимать именно край тарелки. Микрофон, в задачу которого входит озвучивать малый барабан и хэт направьте строго на центр малого барабана, а чтобы хэта не было слишком много в миксе расположите головку ближе к барабану или точно на уровне хэта, но ни в коем случае НЕ ВЫШЕ НЕГО (чтобы срез хэта был на уровне середины головки микрофона, либо головка располагалась ниже среза хэта). Помните, чем ближе микрофон расположен к барабану тем больше атаки и основного тона вы снимите, и звучание будет более походить на студийное, а чем микрофон дальше, тем больше вы добавите к атаке гармоник и обертонов, что сделает звук барабанов более «живым», более похожим на естественный звук барабанов, который мы слышим ушами, когда сами играем на них, но при этом выявятся все недостатки в настройке барабанов. Возможно, придется несколько раз перемещать микрофоны и колдовать с их расположением. Запаситесь терпением, и у вас все получится. Вообще, при недостатке микрофонов советую сконцентрироваться на озвучивании барабанов, а не тарелок – их присутствие можно будет обозначить высокими частотами на «барабанных» микрофонах. Не стремитесь объять необъятное. Настройка тембра микрофонов Теперь самое время настроить на пульте тембра микрофонов. Запомните самое главное – НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ ЭТО ВРАГ УСТАНОВКИ!!! Гасите их на пульте нещадно. Многие считают, что для «мяса» нужно навертеть их побольше на томах и бочке – ни в коем случае! Получите кашу. Регулятор низких в большинстве пультов корректирует как правило частоту в 80Гц, а эта частота не входит в полезные гармоники ни одного барабана, «мясо» лежит на самом деле в среднечастотном диапазоне. Кстати используя обычные вокальные микрофоны (спектр которых лежит в средних частотах), можно получить весьма хорошее качество звучания (даже в очень крупных студиях для снятия малого барабана используют вокальный и широко распространенный микрофон Shure SM 57). Итак, низких в каждом микрофоне должно быть мало. Теперь со средними частотами – это основной спектр частот для томов – поэтому усиливайте их на микрофонах с томами. На малом барабане тоже полезно их немного усилить (но не переборщите, обилие этих частот сделает звук малого барабана жестким, коробчатым, а недостаток - безосновным). ![]() Не жалейте высоких частот. Усиливайте их на бочке и на малом барабане, но осторожней с томами – это добавит естественности и читаемости звучанию (микрофон малого барабана ещё и отвечает за хэт, поэтому выделение высоких на нем обязательно, только не переборщите – получите приторный, сахарный звук и обилие «пищащего» хэта; осторожнее со средними частотами – там лежит спектр основы и мощности малого барабана, но в тоже время «грязь» и шипение с хэта, поэтому найдите баланс). Если вы используете только 2 микрофона как оверхэды, то высоких добавляйте побольше – тогда добавите читаемости и выведите тарелки – их спектр лежит в верхах и суперверхах, и сильно прижимайте на них низ. Если у вас есть ревербератор или эффекты встроены в пульт, то обязательно добавьте эффект холла на малый барабан – это здорово добавит живости. Работа с записанным звуком Частотный спектр ударных инструментов Теперь давайте посмотрим на частотную составляющую звука барабанов и тарелок. Поскольку каждый барабан в ударной установке имеет свое назначение, то и занимаемый им полезный спектр сигнала свой. Это важно помнить при эквализации, для того чтобы «развести» барабаны так чтобы они не забивали друг друга и при сведении, чтобы барабаны не забивали другие инструменты. Напомню, что звучание любого ударного инструмента простирается почти во всем слышимом диапазоне, но я отмечу здесь именно главную составляющую спектра, в которой лежит максимальное сосредоточение полезных гармоник и основная звуковая составляющая инструмента. • Бас-барабан (бочка): 60Гц – 7 КГц • Малый барабан (рабочий): 150Гц – 8 КГц • Томы: 100Гц – 5 КГц • Тарелки: 700Гц – 10 КГц Полезные и вредные частоты При эквализации на этапе сведения или трекинга (при наличии серьезного оборудования) бывает полезно усиление некоторых частот являющихся тихими, а потому малозначимыми в сравнении с основным спектром инструмента, но при этом весьма полезными для придания приятной окраски звуку. И наоборот, подавление некоторых гармоник основного тона позволит избавиться от «мути», неясности или чрезмерной резкости. Давайте выделим некоторые значимые для всех ударных частоты. Основной тон ударного инструмента лежит в области 400-1000Гц. Именно частоты этого диапазона позволяют нам различать в какой именно барабан ударил барабанщик, чем отличается звук одного барабана от другого такого же диаметра, но, к примеру, другой фирмы или с другим пластиком. Для создания общей картины звука одного этого диапазона недостаточно, но для отличия одного от другого вполне достаточно (подобно тому, что прослушивание только частот диапазона 125-250 Гц не позволяет понять, что именно говорит человек, но понять, кто говорит можно безошибочно). Основная частота в звуке хэта это 800 Гц. Звук самого удара, его атака, четкость, ясность, громкость и разборчивость: для малого барабана за это отвечает частота 4 КГц, для томов и бочки 5 КГц (здесь главное не переборщить – избыток 5КГц придаст звуку барабанов «картонный» оттенок), для тарелок 7,5 КГц. Обертона, которые наоборот вызывают замутнение полезной составляющей звука лежат в пределах: для малого барабана это всё что до 150 Гц, частота в 300Гц, 800-1000 Гц, избыток 5-6 КГц придает звуку жесткость, сильный металлический призвук; для бочки 160 Гц, 200-400Гц, 800Гц, 1300 Гц; для томов: всё что до 100 Гц, 300-800Гц; для хай-хэта и тарелок всё что ниже 700Гц, 1Кгц – 4Кгц. Для придания воздушности и чистоты для тарелок полезно применить усиление частот в пределах суперверхов (10КГц-20Кгц), а для барабанов 8-10КГц. Эти частоты даны вам как ориентиры в работе со звуком. Совсем необязательно изменять их все. В зависимости от материала, возможно, вам понадобится увеличить четкость и атаку томов на 5 КГц, при этом не убирая нижней середины, если она не мешает основному звуку или нужный вам эффект четкости малого барабана вы найдете не в подъеме 4КГц, а в том чтобы немного прибрать 800-1000Гц, не трогая остальные полезные частоты.
По этой таблице вы легко сможете выбрать в каком направлении вам двигаться при эквализации ударной установки. По крайней мере, вам будет с чего начать. Не забывайте внимательно слушать, каждый барабан по – разному реагирует на изменения в АЧХ, кроме того, направление коррекции сильно зависит от микрофонов и эквализации на стадии записи. Приведенные в этой статье диапазоны частот указаны прежде всего для того, чтобы вы понимали, в каких областях лежит та или иная составляющая звука инструмента и знали где примерно искать нужный вам звук. | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 1 | |
| |